image
hl1

Задержка психического развития

yay-148692 Задержка психического развития нередко диагностируется у современных детей, которые поступают в школу, в детский сад. Часто такой диагноз выносится ребятишкам, находящимся в социальных учреждениях либо воспитывающихся в неблагополучных семьях. Не врожденное, а приобретенное.

Понятие «задержка психического развития» определяется сегодня как замедленный по сравнению с нормальным темп развития психики, в том числе ее отдельных функций: памяти, мышления, внимания, эмоциональной и волевой сферы.

Задержка психического развития – приобретенная особенность ребенка, связанная как с его здоровьем, так и с воздействием окружающего мира.

В качестве причин ЗПР выделяют:

1. Биологические факторы:

• нарушения нормального течения беременности в виде травм, токсикозов, гипоксии плода;

• интоксикации;

• недоношенность;

• родовые травмы, в том числе асфиксии;

• генетические нарушения;

• заболевания, нарушения развития ребенка.

2. Социальные факторы:

• нарушения ухода за ребенком, ограничения в его нормальной жизнедеятельности;

• неблагоприятные условия жизни;

• травмирующее психику влияние на ребенка.

Причины задержки психического развития ребенка таким образом редко связаны с его генетической предрасположенностью.

Диагностируется ЗПР в период дошкольного детства. Данный диагноз ни в коем случае не свидетельствует об умственной неполноценности. Специалисты предпочитают часто называть данное нарушение именно временной задержкой. При правильной коррекции психическое развитие выравнивается, что открывает возможности ребенку к успешной социальной адаптации.

Проявления и диагностика.

Диагностику ЗПР осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия путем всестороннего обследования ребенка. В ее составе ряд специалистов по детскому здоровью, психологии и дефектологии.

Что может послужить поводом для обращения в такую комиссию?

Это нарушения интеллекта нетяжелого характера, затрагивающие все психические процессы:

• восприятие: неточное, замедленное, фрагментарное, зрительное лучше слухового;

• внимание: недолгосрочное, поверхностное, неустойчивое, ребенок легко переключается на посторонние факторы; трудности с концентрацией, проявления синдрома гиперактивности и дефицита внимания;

• мышление: больше нарушено образное, а также абстрактное и логическое, сохраняется наглядно-действенное; таким детям трудно анализировать, сравнивать, делать выводы;

• память: фрагментарность, низкая избирательность, плохая вербальная память по сравнению с визуальной.

У детей с ЗПР обычно страдает речь. Это не просто ограниченный словарный запас и трудности со связными предложениями, а зачастую и искажение звуковой артикуляции, могут наблюдаться также задержка речевого развития, дислалия, проблемы с письменной речью. Эмоционально-волевая сфера характеризуется сменами настроения, внушаемостью, агрессивностью, повышенной тревожностью. Дети замкнуты, их игры однообразны, бедны в плане деталей и фантазии. В плане моторики неловки, с недостаточной координацией.

Коррекция нарушений.

При условии специального обучения, воспитания, постоянной помощи задержка психического развития ребенка действительно становится временным явлением. Коррекция наиболее эффективна, если осуществляется по всем направлениям при участии как специалистов, так и родителей. Естественно, чем раньше начать коррекционную деятельность, тем быстрее наступит результат, тем качественнее он будет.

В настоящее время действуют специальные детские сады, группы в детских садах, школьные классы для детей с ЗПР, работают специальные обучающие программы. Их особенность – дозированность обучающих материалов, частая смена вида деятельности, акценты на наглядность и многоразовое повторение. Также широко применяются игровая терапия, арттерапия – для развития психических процессов, моторики, речи, эмоциональных качеств. Имеет смысл поддерживать ребенка и средствами медицины, полезны физио- и водолечение, массаж, лечебная физкультура. Исходя из состояния здоровья назначается медикаментозная терапия.

hl1

Пока нет комментариев