Словарь школьника — запас слов непрерывно и интенсивно увеличивающийся. Словарный запас нормально развивающегося ребенка к началу обучения в школе составляет от 3000 до 5000 слов, при этом ребенок активно ими пользуется и правильно употребляет в своей речи. Запас слов, которым обладает умственно отсталый ребенок, а тем более слов, используемых в собственной речи, значительно беднее. Своеобразие речи детей с нарушением интеллекта заключается в том, как слова используются ими в речи. Так могут наблюдаться замены слов по принципу сходства предметов, которые эти слова обозначают (вместо стул -сиденье, вместо диван — кровать). Учащиеся коррекционной школы произвольно переносят значение одного предмета на другие, сходные с ним (кошка это и тигр, и рысь). Характерным является также замены видовых понятий родовыми (вместо синица – птица, вместо заяц – животное). Дети употребляют мало слов, имеющих обобщающее значение (растения, мебель, одежда, животные). У школьников ограничен и запас слов, обозначающих действия (отрезал, приклеил, слепил – сделал). Таким образом, все это говорит о том, что необходимо уделять большое внимание работе над словарем детей с нарушением интеллекта. По нашему мнению большое влияние на обогащение словарного запаса имеет система словесно – логических упражнений, разработанная К.Д. Ушинским. Логические упражнения – это специальный вид упражнений по русскому языку, включающие в себя операции выделения частей из целого и целого из частей, операции группировки, сравнения, различения предметов. Способствуя правильному отражению в речи признаков и связей окружающих детей предметов и явлений, наполнению слова, предложения конкретным содержанием; делают употребление речевых единиц более точным; корригируют логику мыслительных операций. Рассмотрим виды словесно – логических упражнений, выделенные К.Д. Ушинским: 1. Группировка предметов по логическим признакам: Банан, апельсин, мандарин – это …; 2. классификация предметов по признакам, местонахождению: Из стекла сделаны …, …, …; 3. исключение третьего лишнего и соотнесение предметов с определенной родовой группой: Стол, шкаф, тарелка; 4. сравнение предметов по их признаков, действиям: Собака гавкает, а кошка …; 5. разложение целого на части и составление целого из частей: Ствол, листья, ветки– это …; 6. отгадывание предмета по его признакам, действиям: Круглый, желтый, сладкий – это…; 7. различение одного и множества предметов: Это кровать, а это … . Словесно – логические упражнения должны использоваться на всех уроках школьной программы. Приведем примеры упражнений: 1. Детям предъявляются карточки с изображением предметов: кровать, стул, стол, шкаф, табурет. Задание: назовите эти предметы одним словом. 2. Кошка, собака, волк – назовите лишнее животное. Почему это животное лишнее? К какой группе животных относятся кошка и собака? Как их можно назвать одним словом? 3. Сравнение предметов по признакам: сравните по цвету огурец и помидор, сравните по вкусу сахар и соль и т.д. 4. Определение сходства предметов: морковь и апельсин (какие по цвету?) …; яблоко и мандарин (какой формы?) …; конфетка и мед (какие по вкусу?) …. 5. Определение различия предметов: лимон (какой по вкусу?) …, а сахар (какой по вкусу?) …; клубника (какая по цвету?) …, а вишня (какая по цвету?) …. 6. Желтый, овальный, кислый – это …
Рязань,ул.Сенная,д.3
- О нас
- Услуги
- Отзывы
- Специалисты
- Специалисты
- Хоботова Анна (Руководитель ДЦ «Особое детство», Дефектолог)
- Сенечкина Екатерина (Коррекционный педагог)
- Рождественская Виктория (Логопед-дефектолог)
- Костюшина Ольга (Коррекционный педагог)
- Скопцова Дарья (Логопед-дефектолог)
- Сторожук Елена (Логопед)
- Уманская Оксана (Логопед-дефектолог)
- Эргешбаева Наталья (Администратор)
- Кирилкина Екатерина (Педагог-психолог)
- Чермошенцева Кристина (Нейропсихолог)
- Галерея
- Контакты
Пока нет комментариев